169
ПСИХОЛОГИЯ
ВОСПИТАНИЯ (САМОСОЗНАНИЕ, АКТИВНОСТЬ, МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ)
Niebrzydowski L. Psychologia wychowawcza
(samoswiadomosc, aktywnosc, stosunki interpersonalne). Warszawa: Panstwowe
Wydawnictwo Naukowe, 1989. 334 s.
Рецензируемое
учебное пособие польского психолога Леона Небжидовски адресовано практическим
работникам школы, а также студентам — будущим педагогам. Что
170
следует
предпринять, чтобы в основу работы школы была положена концепция воспитания
«homo creator» — человека активного, творца истории? Поиск ответа на этот
вопрос исследователь правомерно связывает с изучением различных аспектов
активности личности школьника. Монография отражает итоги двадцатилетних
исследований автора.
В качестве одного из важнейших проявлений активности
личности Л. Небжидовски рассматривает ее
самосознание. Первый раздел
монографии посвящен понятию, генезису и функциям самосознания. Особое место в
нем отведено видам самооценок, подробно показаны возможности диагностики
самооценки в эксперименте, основанном на известной методике Ф. Хоппе. Рассматривая
такие факторы формирования самооценки ребенка, как оценки значимых других,
успех/неуспех деятельности, сравнение себя с образцом, Л. Небжидовски совершенно
справедливо указывает также на значительную роль социально-экономического
положения семьи, культурного уровня родителей, уровня их образования, а также
степени и характера популярности семьи по месту жительства. Первый раздел
монографии завершает описание методов измерения самооценки личности, в ряду
которых автор представляет и собственную оригинальную методику.
Второй раздел содержит теоретический анализ проблемы
мотивации поведения и деятельности личности. Опираясь на современное научное
психологическое знание по данной проблеме, автор подробно рассматривает три
концепции мотивации, в рамках которых мотив понимается как потребность, как
причина всякого действия, а также действия осознанного и целенаправленного.
Значительное внимание уделяется проблеме мотивации
учения, весьма актуальной и для современной советской школы. Формирование у
школьника внешней мотивации учения автор связывает с воздействием таких
факторов, как личность учителя, школьная отметка, поощрение и наказание,
особенности семейной ситуации и т. д. Рассматривая вопрос о внутренних мотивах
учения, Л. Небжидовски подвергает обстоятельному анализу учебные интересы школьников,
их жизненные планы, представления о практической значимости получаемых в школе
знаний, а также различные формы проявления потребности личности в самоутверждении.
Интересна предпринятая автором попытка установить связи между особенностями
мотивации учения и личностными особенностями школьников. Полученные данные
положены автором в основу описания личностных особенностей учащихся с низкой
успеваемостью.
Логичным завершением второго раздела является глава,
основное содержание которой составляют психолого-педагогические рекомендации по
формированию у школьников положительной мотивации учения.
Третий раздел монографии Л. Небжидовски посвящает
анализу различных аспектов проблемы межличностных отношений. В частности, автор
рассматривает генезис потребности человека в общении на разных возрастных
этапах, основы формирования и стадии развития позитивных межличностных
отношений в диаде в рамках теории «социального обмена», а также дает подробный
анализ психологических аспектов товарищества и дружбы как наиболее значимых
феноменов межличностных отношений. В этой связи автор исследует содержание,
сходство и различие, трудности и кризисы в развитии этих отношений, а также
влияние на них индивидуальных различий между партнерами. Особое внимание
уделяет Л. Небжидовски изучению роли друга-сверстника как образца для партнера
и осуществляет психологический анализ черт личности друга на основании изучения
описаний, выполненных учащимися разного возраста.
Для советского читателя значительный интерес
представляет та часть третьего раздела монографии, в которой идет речь о
психологических особенностях самораскрытия личности в отношениях с другими людьми
и осуществляется анализ мотивов самораскрытия, его ценностного смысла для
субъекта самораскрытия, влияния фактора пола на открытость/закрытость субъекта,
а также некоторых механизмов контроля этого личностного проявления.
Безусловным достоинством работы является
предпринятая автором попытка ознакомить читателя не только с полученными
результатами исследований, но и с рядом конкретных методик, использованных в
процессе изучения анализируемых в монографии феноменов. В тексте приводятся
адаптированные автором тесты и опросники, в числе которых шкала дружбы J. La
Gaipa, опросник по измерению открытости в межличностных отношениях S. Jourard и
др. Несомненный интерес представляет и обширная библиография по рассматриваемым
проблемам, где наряду со ссылками на работы польских и советских психологов
содержится значительное число указаний на работы американских исследователей.
С. В. Кондратьева,
Т. К. Комарова
г. Гродно