Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

169

 

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ (САМОСОЗНАНИЕ, АКТИВНОСТЬ, МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ)

 

Niebrzydowski L. Psychologia wychowawcza (samoswiadomosc, aktywnosc, stosunki interpersonalne). Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1989. 334 s.

 

Рецензируемое учебное пособие польского психолога Леона Небжидовски адресовано практическим работникам школы, а также студентам — будущим педагогам. Что

 

170

 

следует предпринять, чтобы в основу работы школы была положена концепция воспитания «homo creator» — человека активного, творца истории? Поиск ответа на этот вопрос исследователь правомерно связывает с изучением различных аспектов активности личности школьника. Монография отражает итоги двадцатилетних исследований автора.

В качестве одного из важнейших проявлений активности личности Л. Небжидовски рассматривает ее  самосознание.  Первый раздел монографии посвящен понятию, генезису и функциям самосознания. Особое место в нем отведено видам самооценок, подробно показаны возможности диагностики самооценки в эксперименте, основанном на известной методике Ф. Хоппе. Рассматривая такие факторы формирования самооценки ребенка, как оценки значимых других, успех/неуспех деятельности, сравнение себя с образцом, Л. Небжидовски совершенно справедливо указывает также на значительную роль социально-экономического положения семьи, культурного уровня родителей, уровня их образования, а также степени и характера популярности семьи по месту жительства. Первый раздел монографии завершает описание методов измерения самооценки личности, в ряду которых автор представляет и собственную оригинальную методику.

Второй раздел содержит теоретический анализ проблемы мотивации поведения и деятельности личности. Опираясь на современное научное психологическое знание по данной проблеме, автор подробно рассматривает три концепции мотивации, в рамках которых мотив понимается как потребность, как причина всякого действия, а также действия осознанного и целенаправленного.

Значительное внимание уделяется проблеме мотивации учения, весьма актуальной и для современной советской школы. Формирование у школьника внешней мотивации учения автор связывает с воздействием таких факторов, как личность учителя, школьная отметка, поощрение и наказание, особенности семейной ситуации и т. д. Рассматривая вопрос о внутренних мотивах учения, Л. Небжидовски подвергает обстоятельному анализу учебные интересы школьников, их жизненные планы, представления о практической значимости получаемых в школе знаний, а также различные формы проявления потребности личности в самоутверждении. Интересна предпринятая автором попытка установить связи между особенностями мотивации учения и личностными особенностями школьников. Полученные данные положены автором в основу описания личностных особенностей учащихся с низкой успеваемостью.

Логичным завершением второго раздела является глава, основное содержание которой составляют психолого-педагогические рекомендации по формированию у школьников положительной мотивации учения.

Третий раздел монографии Л. Небжидовски посвящает анализу различных аспектов проблемы межличностных отношений. В частности, автор рассматривает генезис потребности человека в общении на разных возрастных этапах, основы формирования и стадии развития позитивных межличностных отношений в диаде в рамках теории «социального обмена», а также дает подробный анализ психологических аспектов товарищества и дружбы как наиболее значимых феноменов межличностных отношений. В этой связи автор исследует содержание, сходство и различие, трудности и кризисы в развитии этих отношений, а также влияние на них индивидуальных различий между партнерами. Особое внимание уделяет Л. Небжидовски изучению роли друга-сверстника как образца для партнера и осуществляет психологический анализ черт личности друга на основании изучения описаний, выполненных учащимися разного возраста.

Для советского читателя значительный интерес представляет та часть третьего раздела монографии, в которой идет речь о психологических особенностях самораскрытия личности в отношениях с другими людьми и осуществляется анализ мотивов самораскрытия, его ценностного смысла для субъекта самораскрытия, влияния фактора пола на открытость/закрытость субъекта, а также некоторых механизмов контроля этого личностного проявления.

Безусловным достоинством работы является предпринятая автором попытка ознакомить читателя не только с полученными результатами исследований, но и с рядом конкретных методик, использованных в процессе изучения анализируемых в монографии феноменов. В тексте приводятся адаптированные автором тесты и опросники, в числе которых шкала дружбы J. La Gaipa, опросник по измерению открытости в межличностных отношениях S. Jourard и др. Несомненный интерес представляет и обширная библиография по рассматриваемым проблемам, где наряду со ссылками на работы польских и советских психологов содержится значительное число указаний на работы американских исследователей.

 

С. В. Кондратьева,

 Т. К. Комарова

г. Гродно